Оборудование для ЖКХ и бизнеса

ЗАГЛУШКИ ДЛЯ НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ "ГЛОТ": ПРАВОМЕРНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

12.05.2014
В каждом городе нашей страны наблюдается типичная ситуация: ряд жителей не вносят своевременно плату за услуги ЖКХ. Долги растут, а неплательщики продолжают пользоваться благами ЖКХ: горячим и холодным водоснабжением, водоотведением, электричеством. Справедливо это? Конечно же, нет! Но и способов решить эту проблему у управляющих компаний немного. Просьбы, увещевания и обращения к совести граждан, как правило, неэффективны. Для судебных разборок управляющим компаниям и ТСЖ нужно держать целый штат сотрудников. Ведь в каждом многоквартирном доме не меньше десятка собственников, которые не вносят вовремя коммунальные платежи.

Решение проблемы появилось, когда были разработаны современные методы борьбы с задолжниками. Это так называемые заглушки для неплательщиков «ГЛОТ». Они позволяют решить проблему неплатежей в считанные дни, так как блокируют возможность пользования канализацией. При этом заглушка «Глот» устанавливается извне, доступ в квартиру должника не нужен. Заглушка опускается в канализационную трубу и жестко фиксируется: снять ее без специального оборудования хозяин квартиры не может.
Коммунальные службы имеют полное право ограничивать доступ неплательщиков к канализации. Водоотведение – такая же коммунальная услуга, как и остальные блага цивилизации, и если гражданин ее не оплачивает и игнорирует уведомления поставщиков, то ничего противозаконного в отключении от системы стоков нет.
– Практика показывает, что введение такой меры радикально повышает платежную дисциплину, без канализации жить действительно непросто, – рассказывает исполнительный директор НП "ЖКХ Развитие" Андрей Чибис (http://bit.ly/1kFYEle). – Этот способ воздействия на неплательщиков уже успешно применяли в одной из управляющих компаний Челябинска и в ряде других городов.
А. Чибис называет установку заглушек действенным способом, когда все остальные меры воздействия на должника уже исчерпаны. "Свет отключить, конечно, проще, но канализацию – эффективнее", – говорит он.
«МУП "Ангарский Водоканал" закупил приборы "ГЛОТ", позволяющие блокировать канализацию отдельной квартиры. "ГЛОТ" дает возможность под контролем видеокамеры через канализационный стояк установить заглушку, которая ограничивает водоотведение. Кроме того, ГЛОТ может использоваться как видеозонд для контроля над состоянием сетей», – цитирует "Интерфакс-Сибирь" сообщение местной администрации. Устройство будут использовать для борьбы со злостными неплательщиками, которых у водоканала на момент покупки было 17 тысяч при общем населении города в 240 тысяч человек.
Для справки: Обязанность своевременно и в полном объёме оплачивать коммунальные услуги установлена в ст. 153, 155 Жилищного Кодекса РФ от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 06.12.2011). Меры по ограничению предоставления коммунальных услуг предусмотрены в: ст. 80 постановления Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. о Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (действовали до 01.09.2012 г. –момента вступления в силу новой редакции постановления № 354 от 06.05.2011 г.). Старая редакция постановления позволяла ограничивать услугу водоотведения, но запрещала её приостанавливать. Новая редакция правил не содержит запрета на полное приостановление услуги водоотведения должникам.
Включение расходов на взыскание задолженности в стоимость платы за содержание следует из п.29 постановления Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 г. «О правилах содержания общего имущества в многоквартирных домах». Возмещение убытков общему и частному имуществу в связи с самовольным вмешательством в общедомовые коммуникации следует из ст. 15 о возмещении убытков Гражданского Кодекса РФ, I часть Таким образом, при соблюдении установленной процедуры уведомления должников данная мера абсолютно законна, не требует предварительных судебных разбирательств, позволяет быстро сократить объём задолженности за счёт виновной стороны.
Есть нюанс, на который ссылаются противники установки канализационных заглушек. Суть такова: если в результате установки заглушки будет нанесён крупный ущерб третьи лицам, то они могут требовать возбуждения уголовного дела на инициатора установки заглушки по статье 215.1 УК РФ. Но в этом нюансе ключевая фраза: "незаконная установка заглушки". То есть, ее установили с нарушением процедуры. А если ее установили правильно, то тут применяется обратное. Если по вине неплательщика канализационные стоки залили соседей, то он будет оплачивать еще и ремонт, и штрафы за санитарное состояние. Снятие заглушки – тоже процедура платная: за счет неплательщика и только после того, как он полностью рассчитается с долгами или подпишет график погашения задолженности. Вопрос о блокировке канализации в каждом случае решается вместе с управляющей компанией, а к одиноким пенсионерам, малоимущим и другим социально незащищенным группам такие меры, как правило, не применяются. Кроме того, заглушку не ставят без предупреждения. Должников за месяц письменно уведомляют о перекрытии стоков.
О законности отключения услуг ЖКХ говорит авторитетный в сфере ЖКХ человек – Алексей Сенченко, руководитель пресс-службы Мосжилинспекции. Его цитирует «Российская газета» (http://www.rg.ru/2012/11/08/zkh.html):
– Согласно постановлению правительства РФ N 354 управляющая компания вправе ограничить предоставление должникам услуг. Например, отключить электроэнергию, горячее водоснабжение. Но это возможно, если должник не платит за ЖКХ более чем 3 месяца. Причем уведомить жильца о грозящей мере управляющая компания должна письменно за 30 дней. Отключаемый прибор должен быть опломбирован.
В сети Интернет: в социальных сетях и на различных форумах противники установки заглушек приводят различные аргументы. В том числе, ссылаются на Конвенцию ООН 1984 года, согласно которой, пыткой считается любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется страдание, физическое или нравственное, чтобы запугать или принудить его (к чему-то). Противники заглушек квалифицируют блокировку канализации как пытку. Им вторят знатоки Конституции РФ, которые цитируют статью 21: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию». Все это хорошо и правильно, но мало применимо к ситуации с неплательщиками. Во-первых, должники сами заставляют страдать своих соседей. Из-за отсутствия средств управляющие компании не оказывают жильцам услуги в полном объеме: не занимаются благоустройством, откладывают многие виды работ на неопределенный срок. Это тоже можно расценивать как нравственные страдания, причем, страдания большинства. А вот отнесение к нравственным страданиям факта отсутствия канализации можно подвергнуть сомнению. У нас в стране огромная часть сельского населения пользуется так называемыми «удобствами во дворе». При этом не считает это ущемлением прав личности, и уж тем более не обращается с данном проблемой в ООН.

Только представьте, а если все жильцы вдруг перестанут платить за коммунальные услуги! Перестанут и всё. А водой и канализацией будут продолжать пользоваться, ссылаясь на нравственные страдания и ущемления прав личности. Или кто-то решит справлять естественные надобности в подъезде или под дверями соседей, ссылаясь на то, что форма унитаза ему не подходит, причиняя нравственные страдания. С такими рассуждениями можно далеко зайти. И во что тогда превратится бытовой и общественный уклад в России? Правильно – в хаос. Поэтому разговор с неплательщиками должен быть коротким и вестись не в поле их нравственных страданий, а в правовом ракурсе: потребляешь услуги – плати. Не платишь, знай: в любой момент предоставление этих услуг могут прекратить. В том числе, и поставить блокировку на канализацию.